research
  • 22 Фев
  • 2023

В РАУ состоялся показ спектакля «Горе от ума»

    В рамках 195-летия подписания Туркманчайского мирного договора в Ереване состоялся показ спектакля «Горе от ума»

    Сегодня в Доме Культуры Российско-Армянского университета собрались сотни людей, чтобы посмотреть постановку одного из актов комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"..
    Перед началом мероприятия заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Армении Виктория Дерипаско и ректор Российско-Армянского университета Армен Дарбинян со студентами возложили цветы к памятнику Грибоедову, расположенный в саду РАУ.
    Профессор Института востоковедения РАУ Виктория Аракелова перед началом театрального представления выступила с приветственной речью, отметив уникальность дара поэта, композитора и дипломата-выдающегося геополитика своего времени, а также судьбоносное значение Туркмaнчайского договора для народов региона, прежде всего - армян.
    Специально к мероприятию спектакль «Горе от ума» подготовил Русский театр имени К. Станиславского. Художественный руководитель - Карен Нерсисян, актеры ― Александр Айрапетов, Рипсиме Наапетян, Юлия Казарян, Лев Налбандян, Артур Петросян, Антон Агаджанян.

    Вступительное слово проф. В.А. Аракеловой (Институт востоковедения РАУ).

     

    «Горе от ума» на сцене Дома Культуры Российско-Армянского Университета – к 195-летию подписания

    Туркменчайского договора

    Сегодня, накануне 195-ой годовщины подписания Туркменчайского договора, на сене Дома культуры РАУ – бессмертная комедия Александра Сергеевича Грибоедова  «Горе от ума».

    Почему «Горе от ума», почему здесь и сейчас?

    Грибоедов. Автор  пьесы, трех вальсов и договора. Договора, сыгравшего судьбоносную роль в жизни всех народов региона, но прежде всего –  армян. Именно этому  прозорливому дипломату,  выдающемуся геополитику своего времени мы благодарны за детальную редакцию пунктов договора, связанных с судьбой христианства в регионе.  Судьба комедии оказалась переплетенной с судьбой договора. Спустя два месяца после того, как русские войска под командованием генерала Паскевича освободили город, узкий круг, включая самого автора, стали первыми зрителями первой постановки «Горя от ума», точнее -  первого акта пьесы. Инициаторами идеи и актерами выступили разжалованные в солдаты бывшие офицеры, сосланные в действующую армию на Кавказ и проявившие здесь подлинную доблесть. Спектакль готовили в строжайшей тайне от Грибоедова, да ему, пожалуй, было и не до того -  вместе с армянским католикосом Нерсесом Аштаракеци он разрабатывал программу репатриации армян. О постановке спектакля Грибоедов даже не догадывался.  Премьера состоялась в декабре 1827 года, в зеркальном зале дворца бывшего персидского наместника в Эриваньской крепости. Для зрителей здесь установили свежевыструганные длинные скамьи. Известен короткий диалог Грибоедова  с начальником Эриваньского гарнизона Афанасием Красовским в самом начале пьесы:

    — Помилуйте! – сказал Грибоедов, наклонившись к генералу, - «Горе» строго запрещено цензурой!

    На что Красовский тихо обронил: «Бог не выдаст».

    Итак, почему «Горе от ума» и почему именно сейчас – понятно.

    А вот почему это происходит в Российско-Армянском университете, полагаю, и объснять не стоит. Где еще мы можем с таким серьезным размахом и такой культурной нагрузкой отметить знаковую дату, как не на площадке вуза, ставшего подлинным очагом русских культуры и образования в регионе, более того – проводником таковых во всем мире. Считаю необходимым отметить два важнейших аспекта Туркменчайского договора, значимость которых, казалось бы,  совершенно очевидна, но порой ускользает за тем списком вполне осязаемых политических,  культурных и прочих дивидендов, который обычно приводится в подтверждение особой исторической ниши Гюлистанского и Туркменчайского договоров. Первое: по итогам русско-персидский войн, окончательно закрепленных в Туркменчайском договоре, Армения – страна, некогда (за полтора тысячелетия до описываемых событий) сама определявшая целый вектор восточнохристианской цивилизации, но затем, в ходе драматических перипетий истории оказавшаяся оторванной от христианского мира, – вновь вошла – прочно и основательно – в парадигму Восточнохристианской цивилизации, теперь уже «под омофором» ее нового центра – России. Все остальные важные составляющие - национальное государство, европейская академическая система образования, расширение мировоззренческого горизонта и прочее – следствие этого исторического вхождения в Восточнохристианский мир. То, что мы собрались здесь сегодня именно вот в таком формате – с нашими системой мышления, культурной средой, духовными доминантами и многим другим, определяющим нас сегодняшних – следствие это факта истории,  земной и метафизической. Второе – граница по Араксу. 200 лет незыблимости цивилизационной границы в сложнейшем регионе, невзирая на нестабильность исторического развития, распад империй, смену режимов – это особый феномен, аналог которому непросто найти в мировой истории. Я именно поэтому говорю о Грибоедове как о прозорливом геополитике, смотрящем далеко вперед. Живя в нынешнюю эпоху позднего реагирования и ситуативных решений, мы не особо склонны к глубокому осмыслению таких эпохальных решений.  В обсуждении вопроса о пограничном разграничении участвовал и упомянутый Нерсес Аштаракеци, который очень переживал об армянском духовном наследии, оставшемся по ту сторону Аракса. Речь шла, прежде всего, о древнем монастыре Святого Фаддея (Тадеи Ванк), связанном с историей распространения христианства в регионе апостолом Христа. Предание гласит, что первая церковь была возведена здесь в 68 году н.э. на могиле апостола Фаддея. И, конечно же, чувства и мотивы армянского патриарха вполне понятны – святыня должна быть доступна для верующих. Но если бы мечта патриарха Нерсеса сбылась и граница прошла бы за монастырем, сложно сказать, какова была бы участь этой христианской святыни впоследствии. Даже если бы монастырь Св. Фаддея пережил эпоху атеизма, то в наши дни он наверняка был бы разрушен или переатрибутирован, подобно многим армянским памятникам, оказавшимся на территориях, подконтрольных сегодняшней  Азербайджанской Республики. Ныне же этот хорошо сохранившийся и ухоженный, хотя и не действующий монастырь, внесенный по инициативе Исламской Республики Иран в список культурного наследия ЮНЕСКО, остается цетром притяжения паломников со всего мира и находится под охраной государства, за что мы, безусловно, благодарны нашему шиитскому соседу, Ирану, трепетно относящемуся к христианскому наследию на своей территории.

    Так что Грибоедов и в этом – проводник высшего промысла.

    Хочу выразить благодарность:

    Русскому дому в Ереване в лице Вадима Павловича Фефилова, Виктории Михайловны Дерипаско, Елены Шуваевой и всей команде – за организацию такого яркого, неординарного мероприятия.

    Руководству Российско-Армянского Университета – прежде всего, ректору Армену Размиковичу Дарбиняну, за его постоянную поддержку важных, наполненных глубокими смыслами инициатив.

    И конечно же:

    Ереванскому государственному русскому драматическому театру им. Станиставского – художественному руководителю Карену Юрьевичу Нерсисяну и труппе, подготовившей сегодняшний спектакль специально к столь символической исторической дате.